Михаил Е.: Ностальгия


Это были автобусы моего детства, я буду помнить их всю жизнь... Перенесемся в далекие 80-е. Помню ощущения из раннего-раннего детства... Яркий солнечный день, Ярославское шоссе, самая окраина Москвы. Бесконечный поток машин. И среди них выделялись многочисленные автобусы и троллейбусы, яркие и неповторимые - желтые, малиновые, оранжевые! Яркость и праздничность тогдашнего московского транспорта трудно представить сейчас, в эпоху трудноразличимых на фоне вечного смога бело-зеленых автобусов и унылых троллейбусов с тусклой рекламой.На напряженных маршрутах работали Икарусы-280. Такие же, как сейчас, только ярко-жёлтые, немного более шумные и вонючие. Они забрали многочисленных пассажиров, и везли на "большую землю" - к метро ВДНХ. Тогда пробок не было, и поездка занимала 20 минут или даже чуть меньше. Но мне не очень нравилось на них ездить, мне были по душе Лиазы-677!

В нашем районе их было меньше, чем Икарусов, они уже тогда не справлялись с перевозками, и ездили обычно во внепиковое время, особенно днём в выходные. Мы столько раз ездили на 172-м или 136-м Лиазе до ВДНХ, гуляли там каждые выходные. Попадались как жёлтые, так и малиновые автобусы, новенькие и очень красивые! После приятной прогулки мы твозвращались на автостанцию "ВДНХ Северная" и часто садились на оранжевый Лиазик, работавший на пригородном маршруте 317 на Красноармейск. Он был необычный, пригородный, с двойными сидениями (позже я узнал, что модификация называется 677МБ) Он быстро разгонялся и шёл экспрессом, но на нашей остановке на окраине останавливался. Еще можно было ездить на таком же оранжевом Лиазике маршрута 392, который ходил в тогдашний Калининград (ныне Королёв). Номера калинградских автобусов начинались на 5ххх, наверное, что-то вроде нынешних "5741 МЕЦ" и пр., которые до сих пор сохранились в Мытищах! Я тогда думал, что калининградский маршрут обслуживается 5-й автобусным парком... Родители мне говорили, что первая цифра иногда может обозначать парк. Они частично были правы, но к областным автобусам это не относилось. Мне было меньше пяти лет, но я уже пытался запоминать номера! Помню еще, как иногда ездили на оранжевом Лиазе в сам Калининград, где жили родственники. Отчетливо врезался в память Лиаз на фоне уютных старых домов на улице Коминтерна в этом славном подмосковном городке...

Быстрее всего с нашего шоссе исчезли именно так любимые мной калининградские и ивантеевские Лиазы, где-то в 93-94 году. Они остались только на внутренних маршрутах этих городов, и я их потерял из виду... Появились новые Лиазы-5256, неуютные, с шумными камазовскими двигателями, а еще через несколько лет по шоссе пошёл многочисленный немецкий second-hand :) Московские Лиаз-677 еще оставались, но их становилось всё меньше и меньше, Икарусы, особенно новые бело-зеленые, быстро их вытеснили с наших маршрутов. Кстати, малиновые Лиазы ушли с Ярославке раньше желтых и желто-серых. Это сейчас только можно сделать заказ автобуса москва, а раньше такого почти не было...

Помню, как в сентябре 1997 г., в день 850-летия Москвы, мы прокатились на желтом Лиазе-677. Потом было еще несколько поездок. Самую последнюю поездку по Москве на нем не помню, это где-то было в 2000 г., я и не думал, что Лиазы так быстро исчезнут. Из-за того, что учился в школе, в центр выезжать приходилось редко, и я не заметил, как новые Икарусы и Лиазы-5256 полностью вытеснили старые добрые "скотовозики" (и почему их так неуажительно называют?!) Зимой 2002/2003 гг. Лиазы-677 еще наблюдались в Бабушкине и Медведкове, но я на них уже не ездил - они были в стороне от моего основного маршрута, да и не до этого как-то было - это был первый курс, надо было привыкать к студенческой жизни, интерес к транспорту отошёл на задный план... Вот так незаметно закончилась для меня целая эпоха!

Всё чаще мне казалось, что больше никогда не увижу стареньких Лиазиков и не покатаюсь на них. В областные города я тогда не заглядывал. Но летом 2004 г. случайно и в общем-то неожиданно я узнал о том, что в таких близких и в то же время далёких от основного моего маршрута Мытищах Лиазы ещё остались, и их там еще много!!! В том числе желтые, малиновые, и даже один пригородный оранжевый. Начались покатушки с фото- и видеоаппаратурой, в итоге к весне 2005 г. были засняты все мытищинские Лиазы, и накатался вдоволь на них. Вспомнилось детство...

2005 год. Тихая улица между пятиэтажками. Ближайшее Подмосковье. Мытищинский спальный микрорайон "Леонидовка"... Раздается характерное бренчание, и из-за поворота показывается, как и 10, 20, 30 лет назад, старый добрый Лиазик! Не спеша едет он к остановке, и распахивает свои покосившиеся от времени дверцы. В салоне тепло и уютно, приятно пахнет бензином, сидит несколько бабушек. И сам Лиаз уже дедушка :) Но вот закрываются двери, взвывает гидропередача, подскок, еще один характерный рокочущий звук... Разгоняющийся Лиаз-677 - это что-то неповторимое: у-у-у-у-бух-у-у-у-др-р-р-р-р... И ппоехали! Ты сидишь и чувствуешь дух уходящей эпохи... А Лиаз несет тебя из прошлого в настоящее, из тихих улочек Леонидовки в шум нового вокзала из синего стекла, такого холодного. А Лиаз такой малиновый и такой тёплый! Вот уже площадь, автобус тормозит, все вылезают. А вокруг уже стоят наследники - новые ХБИ-шки ("хочу быть икарусом" - дурацкое народное название Лиаза-5256) .... Скоро они полностью вытеснят своих старших "коллег" и в Подмосковье... Время летит незаметно. А память остается. Память об автобусе детства.

Михаил Е.
17.09.2005

Источник: Неофициальный сайт а/к 1375