asm77: ЛиАЗик


Меня тут один транспортник-музейщик огорошил вопросом.

- Ты знаешь, что в Москве целая эпоха прошла на городском транспорте? ТЫ ВООБЩЕ В КУРСЕ?. Я, конеШно (да простят мне моё любимое московское Ша), конеШно же я обязан быть в курсе. "Взялся за гуж - полезай в кузов". Но мне даже в голову не пришло, что...

- ЛИАЗы-то 677-е в Москве всё, тю-тю, все списали!
- Э-э, да вот же, давеча, месяц назад, на Профсоюзной сразу три автобуса видел. Зелёненькие такие, кругленькие, как в моём глубоком детстве на Октябрьском Поле!
- Всё, нетути! Порезали. Заменили на новые, 5256. Опоздал ты. Ну, может, в парке таком-то ещё стоит такой-то под забором, и в таком-то такой-то выползает раз в неделю, но, в общем... Ушла эпоха.

М-да. Мировая столица ЛиАЗ-677 распрощалась со своим коронным автобусом. В начале 60-х он был разработан с автоматической коробкой и люминесцентным освещением! Правда, "нормальное" освещение работало очень редко, обычно - тусклое "служебное" на маленьких лампочках. И завывал он просто прелестно. "У-у-уи-и-и" - раскручивалось что-то внутри. Тёплый такой, уютный. "Халосый кот, мяфкий" (А. Левин). И любимое одиночное место слева (перед двойным, что над колесом) - там максимальный поток тёплого воздуха был.

Тут стоит добавить, что я с детства любил трамваи и троллейбусы. А автобусы - это были злостные конкуренты, заполонившие улицы зловонием своих выхлопов, шумом двигателей. Деревенский транспорт, оскорбительный для настоящего горожанина. Так что я их не любил и радовался, что ЛиАЗ прозван в народе "скотовозом" за тесноту, медлительность, маломощность и ломучесть. И топлива жрёт 40 литров на 100 километров - отравитель, а не транспорт.

А вот мой дорогой 815-й автобусный маршрут слывёт "малозначимым" - вот на него всегда и ссылали лиазики. Ну, вышел из строя один из 2 автобусов, ну, стал интервал вместо 30 минут - час, ну и что, велика проблема, "у них на Псковской одни алкаши да пролы живут". И стало мне мерещиться, что такими темпами последний в Москве ЛиАЗик может оказаться у нас...

Можете представить, так и случилось. Уже месяц я наблюдаю это чудо под своим окном. Герой вчерашних дней - увы, не зелёный и не классический жёлтый, а серый с красно-голубой крышей (в этом есть определённый шарм), последний в Москве ЛиАЗик торжественно шествует по 815-му, по милой Череповецкой, и разворачивается у меня на Псковской. Сюрреализм какой-то. Мне, готовому рыдать над каждым "последним", "самым последним", "предпоследним", мне - "фанату городского транспорта" и вообще всего городского, старого, стильного, красивого, судьба преподносит такой подарок.

Сначала я думал, что это последний рейс. Подкараулил и фотографировал из окна. На следующий день он опять вышел. И на следующий. И назавтра. И на послезавтра. Так и ходит... В парке, небось, уже и детали-то к нему кончились, и списали по возрасту... Бывает такое: находится водитель-фанат и упорно продолжает водить "только ЛиАЗ", а слесарь - чинить это чудо вечерами, вопреки всяким там законам организации труда. Для себя делают. Во имя. Чтоб было.

Еду я в этом ЛиАЗике, плачу и смеюсь. Какая-то светлая грусть, печальная радость. Последний. Но живой. Когда его не станет? Завтра, послезавтра? Когда последний рейс? Чтобы можно было сесть на любимое место и... поплакать тихо. Про себя. Погрустить. Вспомнить всё детство. Куда, когда и зачем ездил я на этом ЛиАЗе. Как садился в ходивший под окном 676 маршрут (светлой памяти) и ехал в музыкальную школу. Удобно: сел на конечной, забился на тёплое местечко, руки тяну к "радиатору"... Ходили легенды, что "топит выхлопом" - нет, конешно. А когда на Дмитровском шоссе протянули провода для нового 78-го троллейбусного маршрута, который долго-долго никак не хотели открывать, я стоял на задней площадке ЛиАЗа и воображал, что уже еду в троллейбусе. Круглая площадка напоминала троллейбус моего детства - ЗИУ-5.

И вот я понимаю, что этот ненавистный "конкурент трамваев", назойливый вонючий автобус ЛиАЗ-677, захвативший 50% перевозок в городе у экологически чистого транспорта, что... он больше не вызывает антипатии. Уже давно. Собственный стиль, уют, совершенство для своего времени. Дизайн, опередивший время. И я понимаю, что я люблю этот старенький, милый ЛиАЗик. Прямо как "я люблю Большого Брата" (1984), но с другой стороны...

Источник

Ещё стоит вспомнить учёбу в институте, когда приходилось писать курсовую работу по теме детали машин и так хотелось, чтобы кто-нибудь умный за тебя эту курсовую написал.