Владимир Растригин: Про ЛиАЗ

Один из посетителей моего сайта как-то оставил в гостевой книге пожелание увидеть рассказ об автобусе, на котором я работаю. Я пообещал сделать это в ближайшее время, но так получается, что выполнена эта просьба с некоторым опозданием. Большим опозданием. Он, поди, уж и забыл о моём сайте, и о просьбе, затерявшись в безбрежном инете, но, тем не менее, я осмелюсь сделать вид, что несколько месяцев, проведённых в ничегонеделании это не срок и продолжу свой грустный рассказ о российском водителе автобуса, то есть о самом себе ...

ЛИАЗ. Что же представляет из себя это произведение инженерной мысли, именуемое автобусом? О себе он оставляет двоякое впечатление: с одной стороны это довольно надёжно скроенный механизм, подкупающий простотой (впрочем, как и вся советская техника застойных времён)и позволяющий обходится без ремонта довольно длительное время, а с другой – явная неграмотность при проектировании этого детища в шутку называемого водителями "чудак".

Начнём с кабины. По всей видимости, когда она создавалась, то предполагалось, что рулить в ней будет некий супермен, обожающий дискомфорт и обладающий железным здоровьем. Ну что-то типа робота. А ежели рубануть правду-матку : сделано всё возможное для превращения водителя автобуса из здорового человека в инвалида. Для чего? Конечно же не специально. Мнение моё таково: работягу всегда считали быдлом и излишний комфорт только помешал бы его деятельности на благо Родины. Да и большое количество пенсионеров, доживающих свой несчастный век, было бы обузой для государства. А так всё элементарно просто: человек работает всю жизнь(неважно в какой отрасли)и продаёт своё здоровье в общем-то за копейки. Выходит на пенсию и довольно скоро откидывает копыта. Какая колоссальная экономия в масштабах страны!

На чём я остановился? На кабине? Ладно, постараюсь больше не отвлекаться... В кабине "ЛИАЗа" очень большой шум от двигателя. Со временем ты становишься глухим. А пока не стал таковым, то выйдя на свободу (извиняюсь - после работы) по привычке вопишь, стараясь перекричать несуществующий двигатель и становишься невыносимым для окружающих тебя людей. Вибрация присутствует практически на всех автобусах этой марки, и найти её причины практически невозможно. Зато она легко находит твоё тело и умело отделяет мясо от костей, превращая тебя в отбивную. Летом в кабине ужасно жарко, а зимою (если не отсоединять от печки салон) холодно. А вы то думали почему у нас такие автобусы холодные? Чтобы водителю теплее было мы к себе тепло подводим.Но это чревато тем, что напарившись в кабине тебе достаточно лёгкого сквознячка и профессиональные хондрозы и радикулиты становятся твоими частыми гостями. Спина, наверное, самая слабая вещь у водителя. Управление автобусом в общем-то неплохое: все клавиши и руль расположены довольно таки удобно, но можно было бы проявить и большую заботу о водителе - с забугорными автобусами весь этот маразм, именуемый управлением, не сравнить. Но, что имеем - на том и ездим.

Двигатель откровенно слаб. Может быть его мощность не была рассчитана на то количество народа перевозимого "ЛИАЗами" и он бы выхаживал дольше при загрузке пассажирами по сиденьям, но работа с постоянным перегрузом в тяжёлых городских условиях сильно укорачивает его срок службы(год-два).Плюс некачественные бензин и масло (закупаемые по дешёвке у сомнительных личностей или поставляемые администрацией города) выводят движки из строя в течении нескольких месяцев. Хотя знавал я камикадзе, которые могли похвастать, что разгоняли "ЛИАЗа" до 110 км/час. Я больше 90 не ездил, но вполне возможно и быстрее - просто я не любитель подобных экспериментов с техникой. (Кстати, может быть, кому-нибудь из вас приходилось делать техосмотр в санкт петербурге?)

Гидромеханическая коробка передач также вызывает разные эмоции, навеянные её работой: с одной стороны это удобство для водителя при работе в городской черте(не надо дёргать рукоятку переключения скоростей, всё происходит автоматически и это управление напоминает управление машинками в аттракционах: всего две педали - газ, тормоз), с другой стороны это опять же слабость коробки, особенно при подъёме в гору, постоянная течь гидромасла из множества щелей и чрезмерное потребление бензина (у нас ходили "ЛИАЗы с механическими коробками, сами переделывали умельцы, от 620 "Икаруса" - расход топлива меньше, а тяга лучше).Но видно что-то зациклилось там у конструкторов и они упорно лепят на все "ЛИАЗы" гидрокоробки, которые очень и очень часто ломаются и несмотря на удобство для водителя весьма не практичны. Но опять же срок службы подобных коробок очень сильно зависит от того, что заливать во внутрь. А льём мы туда в основном дермецо, которое почему-то называют гидромаслом.

Задний мост у "ЛИАЗа" вечный и за восемь лет работы в парке я был свидетелем только одной его замены, да и то он полетел по причине отсутствия масла в течении нескольких месяцев.

Расход бензина у сего монстра поразит воображение простого обывателя и приведёт к скорой гибели от удивления любого заморского гражданина незнакомого с российской действительностью - 63 литра на 100 километров. Это что-то... Тем более, что возишь в основном льготников, которые, окромя фиги, ничего кондуктору дать не могут. Но государство у нас богатое, так что на подобные мелочи внимания не обращает. Хотя при желании можно и уменьшить расход топлива - это правильно отрегулированный двигатель и умелый стиль езды. Только вот это никому, кроме водителя, не нужно. Здесь возникает ещё одна мелочь: за экономию бензина нам не платят, поэтому к чему ломать голову? Много ли можно сэкономить? От 20 до 60 литров за смену. Куда исчезает сэкономленный бензин? Если ты лох и не умеешь его продавать (ловят менты, ловит начальство, да и многие пассажиры, коими является всё население города, не прочь заложить тебя), то с огромной радостью у тебя его примут в дар службы подсобные: начиная от слесарей и заканчивая механиками. Или сольют из бака ночью, что и происходит чаще всего.

Тормоза. Ну, это может быть несколько громкое название по отношению к приспособлению призванному обеспечивать остановку автобуса в положенных и неположенных местах, но раз нет в словаре русского языка другого слова, то назовём их именно так. Нет-нет, сильно то вы не пугайтесь - иногда они есть. Иногда их очень желательно иметь, но.... В общем, трудно найти "ЛИАЗа" с ни разу не битой мордой. Не верите: походите, посмотрите - практически все "ЛИАЗы" побывали когда-то в авариях, а за каждой аварией человеческие судьбы.

Про салон я рассказывать не буду, его вы видели сами, а кто не видел смотрите фото. Ничего лишнего, всё аскетично и прямолинейно, как и должно быть в обществе недоразвитого социализма внезапно ухнувшего в пучину новых взаимоотношений. Зато "ЛИАЗ" очень хорошо горит. Нет, я сам не проверял, но за время моей работы сгорело их на маршрутах штук 7. Для полного его выгорания требуется всего 12 минут (время проверено на практике),так что не забывайте при поездках на всякий случай держать ноги в руках.

Сегодня бензиновые "ЛИАЗы" уже не выпускают и на линии в основном работают старенькие автобусы, доживающие свой машинный век. Они своё отработали и ещё вчера должны были занять места на автомобильных свалках. Однако, как всегда,"осень наступила неожиданно". Замены им так и не придумали. Жалкие создания типа "Волжанина" или дизельных "ЛИАЗ-Камазов" и "МАРЗов" не приспособлены для тяжёлого ежедневного труда, как старенькие "ЛИАЗы" и говорить об их заполнении автопарков просто смешно. Ломаются они раз в 10 чаще и в основном находятся на смотровых ямах, а не на линии.

Но, как я понимаю, общественный транспорт в ближайшие годы отомрёт, как отрасль абсолютно ненужная, потому как при столь высоких темпах роста благосостояния населения мы вскоре пересядем на личные авто и основная проблема стоящая перед нами будет, какую марку автомобиля выбирать при покупке. Что же, я благодарен государству, столь рьяно заботящемуся о народе и желаю, чтобы народ этот не мёр, как мухи, от техногенных катастроф, ужасной экологии и просто плохого питания. Я же завтра вновь сяду за руль старенького "ЛИАЗа" и продолжу рассказ о своей работе. До скорого!

Владимир Растригин
http://www.nvkz.net/artuomin/index.htm