Дмитрий Шабельников: ЛИАЗы уходят с петербургских улиц

Лондонские даблдеккеры – знаменитые двухэтажные автобусы – не так давно ушли в прошлое. Автобусы марки ЛиАЗ-677 не были символом города на Неве, но запомнились многим поколениям. В мае этого года завершилась их сорокалетняя служба на петербургских маршрутах.

Тихо и незаметно из города ушла целая эпоха. На петербургские маршруты больше не выходят автобусы ЛиАЗ-677. Осталось лишь несколько машин в Колпино и Пушкине. Такие автобусы возили горожан больше сорока лет. В мировой практике подобных случаев немного.

Когда эти машины только вышли на линию в шестидесятых – это была романтическая эпоха освоения космоса – их называли луноходами: мягкий и плавный ход, дневное освещение.

Это сегодня старые ЛиАЗы выглядят архаично, а в свое время они казались верхом совершенства. Пневмоподвеска – машина мягко покачивалась при движении – отсюда, по одной из версий, и прозвище луноход. Так и не сбывшаяся до сих пор мечта отечественного автопрома – автоматическая коробка передач. Широкие двери. Потом появились более современные и комфортабельные машины, и этому автобусу дали другое, грубое прозвище. Впрочем, для последнего водителя последнего ЛиАЗа он так и остался тем самым луноходом.

Геннадий Тихонов, водитель: Когда был пацаном, это было в 60-х, запало что-то в душу, и я стал водителем. 18-39 для меня любимец. Вся жизнь моя в нем прошла. Мое дитё.

ЛиАЗ буквально привез в профессию и нынешнего директора 6-го автобусного парка Николая Лыженкова.

Николай Лыженков, директор 6-го автопарка: Мы мальчишками когда были, нравилось кататься в таком просторном, теплом салоне.

Излюбленные места нескольких поколений ленинградских детей. Огромные панорамные окна сзади. Диван у водительской кабины. Можно смотреть вперед или на водителя: руль, кнопочки, лампочки, - видно все отлично. А рядом – особенно приятно зимой: теплая стенка, за ней в кабине двигатель. Звук с характерным постукиванием, который не спутаешь ни с чем.

Геннадий Тихонов, водитель: Пассажиры довольны, в кабине тепло, но вот большая беда: двигатель рядом под ухом.

В 1988-м в городе на Неве работало максимальное количество таких машин – две с небольшим тысячи, всего автобусов тогда было 5 тысяч. Небольшие размеры и буквально огромный расход топлива - вот главные недостатки старых ЛиАЗов. Эксплуатировать их давно уже было экономически невыгодно.

Сергей Маевский, главный инженер ГУП «Пассажиравтотранс»: Расход 60 литров на сто километров бензина – это чересчур много, чтобы выстоять в конкурентной борьбе в пассажирских перевозках.

Современные машины экономичнее раза в полтора как минимум. Отказаться от старых ЛиАЗов город смог лишь в мае этого года. В конце 2004-го было куплено больше двухсот машин на средства петербургского бюджета, весной этого года на социальные маршруты вышли новые автобусы частных перевозчиков. ЛиАЗ-677 пережил свое время. Виной тому экономические сложности 90-х. Но теперь и он уходит с городских улиц. Останется ли хоть один автобус как музейный экспонат – это вопрос. ЛиАЗ-луноход ушел в историю.


Источник

Если Вам нужна квалифицированная юридическая помощь не теряйте время, обращайтесь к адвокатам.